По статистике две трети всех дорожно-транспортных происшествий происходит по вине человеческого фактора. Поэтому для снижения количества ДТП правительство регулирует законодательные нормы и внедряет современные технологии и программно-аппаратные средства, например, такие как цифровые тахографы.
Цифровые тахографы, используемые на пассажирском и грузовом транспорте, на протяжении последних нескольких лет постепенно приобрели статус обязательного устройства, без которого невозможна эксплуатация грузовиков категорий N2 и N3 и автобусов, перевозящих пассажиров, категорий M2 и M3 с небольшими исключениями.
Тахографы способствуют снижению показателей аварийности, контролируя соблюдение водителями установленных законодательством режимов труда и отдыха, а также скоростных параметров движения транспортных средств. Сегодня, в рамках утвержденной Правительством РФ в 2021 году стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли, планируется внедрение все более технологичных и современных решений для повышения безопасности и надежности пассажирских и грузовых перевозок.
В разработке целый комплекс мероприятий, среди которых внедрение онлайн-тахографии и технологий искусственного интеллекта, цифровизация отделов транспортной безопасности и многое другое.
Внедрение каких же технологий транспортная отрасль ожидает в самое ближайшее время?
Как уже было упомянуто выше, две трети дорожно-транспортных происшествий происходит по вине человеческого фактора. И дело тут не только в сознательном нарушении водителем правил дорожного движения либо соблюдения норм режима труда и отдыха. Человеческий организм устроен таким образом, что мы не всегда верно можем оценить свое состояние, понять реальную степень усталости, зафиксировать момент потери контроля и осознать, что наш организм нуждается в отдыхе прямо сейчас.
Сегодня тахографы являются средством измерения времени управления транспортным средством и времени отдыха водителя, скорости движения транспортного средства, пробега. Они идентифицируют водителя, контролируют соблюдение установленных законом норм труда и отдыха и скоростных параметров движения. Информация с навигационно-криптографического модуля тахографа некорректируемая и признается в судебных инстанциях.
Но если провести интеграцию тахографа с приборами, определяющими степень «усталости» конкретного водителя, то такой симбиоз технологий может повысить безопасность в сфере транспорта и снизить количество ДТП, еще более минимизировав человеческий фактор.
С этой целью Минтранс предлагает использование на грузовых автомобилях массой свыше 3500 кг, а также пассажирских автобусах (за исключением автобусов, осуществляющих международные пассажирские перевозки) системы контроля работоспособности водителей.
Данные системы будут работать в интеграции с тахографами, составляя единый программно-аппаратный комплекс, но в отличие от тахографа, контролирующего выполнение нормативов, системы контроля работоспособности водителей будут оценивать психофизическое состояние водителя, или если сказать проще – следить за его степенью усталости.
Эти изменения прописаны в проекте Федерального закона, внесенном Правительством РФ в Государственную Думу, и вносят изменения в статью 2 и 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года. Именно в нем появляется термин «средство контроля работоспособности», характеризуемое как аппаратно-программное средство, обеспечивающее мониторинг и поддержание состояния работоспособности водителя транспортного средства.
На сегодняшний день существуют различные решения, контролирующие степень усталости водителей, например, браслет для водителя или видеокамера, выполняющая контроль непосредственно действий водителя в процессе управления транспортным средством.
Каков принцип работы систем контроля работоспособности водителя?
Суть работы бортового устройства с браслетом водителя заключается в контроле электродермальной активности (ЭДА) кожи, то есть изменения электрических свойств кожи, контролируемых симпатической нервной системой, и поддержания работоспособного состояния водителя для безопасного вождения.
При контроле работоспособности водителя с помощью видеокамеры состояние водителя оценивается с помощью искусственного интеллекта (отвлеченность, сонливость, микросон). При этом контролируются повороты головы, зевание, закрытие глаз, замедленная реакция, слишком медленное или быстрое моргание, а также действия водителя, связанные с использованием мобильных телефонов, приемом пищи во время управления транспортным средством.
В случае фиксации определенных признаков система передает данные на тахограф, и тахограф предупреждает водителя о том, что водителю необходимо сделать перерыв. При этом между нормами труда и отдыха и показаниями прибора контроля работоспособности водителя в приоритете находится именно показания системы контроля работоспособности.
Тахограф фиксирует информацию с приборов контроля работоспособности водителя и при помощи модема отправляет данные на сервер автоматизированной информационной системы тахографического контроля (АИС ТК).
Однако законодатели заложили в проект и обратный эффект. Если система работоспособности водителя не фиксирует достижение предельных значений неработоспособного состояния водителя, то водитель может продолжить управление транспортным средством. Таким образом, водители смогут более гибко регулировать график своей работы: увеличивать время движения либо чаще делать перерывы. При этом увеличенное время управления транспортным средством не должно превышать значений, установленных утвержденными Правилами дорожного движения.
На сегодня многие производители тахографов уже провели интеграцию своих приборов со средствами контроля работоспособности водителей. Установка системы контроля работоспособности водителя не будет обязательной, по крайней мере, в данный момент это не предусмотрено. Транспортные предприятия вправе самостоятельно выбирать устанавливать ли данную систему на свои автомобили.
В Проекте Федерального закона, устанавливающего использование подобных устройств, внедрение приборов контроля работоспособности водителя вступает в силу с 1 сентября 2024 года.
Таким образом, интеграция устройств, контролирующих состояние водителя и тахографов, идентифицирующих водителя и фиксирующих режимы труда и отдыха и другие параметры с передачей информации для контроля в АИС ТК, позволят повысить безопасность дорожного движения и снизить количество ДТП, минимизировав человеческий фактор.
Автор: Усачева Валентина Викторовна, заместитель генерального директора по автоматизации транспорта ГК «ШТРИХ-М», члена Ассоциации по содействию безопасности автотранспортной деятельности «Тахографический центр». Материал был взят с: https://tahograf.online/kontrol-rabotosposobnosti-voditelej/